Главная arrow книги arrow Копия Глава 17. Принятие сложных решений arrow Принятие решений при наличии нескольких агентов: теория игр
Принятие решений при наличии нескольких агентов: теория игр

Данная глава в основном посвящена теме принятия решений в неопределенных вариантах среды. А как обстоят дела в том случае, если неопределенность связана с наличием других агентов и осуществлением ими решений, которые они принимают? И что будет, если на решения этих агентов, в свою очередь, влияют решения нашего агента? Эти вопросы уже рассматривались в настоящей книге при описании игр в главе 6. Но в этой главе речь в основном шла об играх с полной информацией, в которых игроки делают ходы по очереди: в подобных играх для определения оптимальных ходов может использоваться минимаксный поиск. А в данном разделе рассматриваются некоторые идеи теории игр, которые могут применяться при анализе игр с одновременно выполняемыми ходами. Для упрощения изложения вначале рассмотрим игры, которые продолжаются только в течение одного хода. На первый взгляд может показаться, что слово "игра" не совсем подходит для обозначения такого упрощения, которое сводится к одному ходу, но в действительности теория игр используется в очень серьезных ситуациях принятия решений, включая ведение дел о банкротстве, организацию аукционов по распределению спектра радиочастот, принятие решений по разработке промышленной продукции и назначению на нее цен, а также национальную оборону. В таких ситуациях речь часто идет о миллиардах долларов и сотнях тысяч человеческих жизней. Теория игр может использоваться по меньшей мере в двух описанных ниже направлениях.

1. Проектирование агента. Теория игр позволяет анализировать решения агента и вычислять ожидаемую полезность для каждого решения (с учетом предположения, что другие агенты действуют оптимальным образом согласно теории игр). Например, в игре в чет и нечет на двух пальцах (эту игру на пальцах называют также тоrrа, от итальянского слова сатоrrа — группа) два игрока, О (Odd— нечетный) и Ε (Even— четный), одновременно показывают один или два пальца. Допустим, что общее количество показанных пальцев равно f. Если число f является нечетным, игрок О получает f долларов от игрока Е, а если число f — четное, игрок Ε получает f долларов от игрока О. Теория игр позволяет определить наилучшую стратегию в игре против рационально действующего игрока и ожидаемый выигрыш для каждого игрока