Главная arrow книги arrow Копия Глава 17. Принятие сложных решений arrow Принятие решений при наличии нескольких агентов: теория игр
Принятие решений при наличии нескольких агентов: теория игр

Теперь рассмотрим игру, в которой отсутствует доминантная стратегия. Предположим, что компания Acme, изготовитель аппаратных средств для видеоигр, должна решить, будут ли в ее следующей игровой машине использоваться DVD или CD. Между тем компания Best, производитель программного обеспечения для видеоигр, должна принять решение о том, следует ли выпускать свою очередную игру на DVD или CD. Для обеих компаний прибыль будет положительной, если они примут согласованные решения, и отрицательной, если решения не будут согласованными, как показывает матрица вознаграждений, приведенная в табл. 17.3.

Таблица 17.3. Матрица вознаграждений для компаний Acme и Best

Для этой игры отсутствует равновесие доминантных стратегий, но имеются два равновесия Нэша: (dvd, dvd) и (cd, cd). Известно, что это— равновесия Нэша, поскольку, если один из игроков примет одностороннее решение перейти на другую стратегию, ситуация для него ухудшится. Теперь эти агенты сталкиваются с такой проблемой: имеется несколько приемлемых решений, но если каждый агент выберет другое решение, то результирующий профиль стратегий вообще не будет представлять собой решение, и оба агента понесут убытки. Каким образом эти игроки могут согласованно прийти к какому-то решению? Один из возможных ответов состоит в том, что оба игрока должны выбрать решение, оптимальное по принципу Парето, — (dvd,dvd); это означает, что можно ограничить определение понятия "решения" уникальным, оптимальным по принципу Парето равновесием Нэша, при условии, что оно существует. Каждая игра имеет по меньшей мере одно оптимальное по принципу Парето решение, но в любой игре может быть несколько таких решений, или эти решения могут не оказаться точками равновесия. Например, можно было бы установить вознаграждения за решение (dvd, dvd), равные 5, а не 9. В этом случае имеются две одинаковые точки равновесия, оптимальные по принципу Парето. Чтобы выбрать между ними, агенты должны либо пользоваться догадками, либо прибегать к общению, что можно сделать, приняв соглашение об упорядочении решений до начала игры, или проводить переговоры, чтобы достичь обоюдно выгодного решения во время игры (это может означать, что в состав многоходовой игры должны быть включены коммуникативные действия). Таким образом, необходимость в общении возникает в рамках теории игр точно по тем же причинам, что и в мультиагентном планировании, описанном в главе 12. Игры, подобные этой, в которых игроки должны вступать во взаимодействие, называются координационными играми.