Главная arrow книги arrow Копия Глава 19. Применение знаний в обучении arrow Некоторые общие схемы
Некоторые общие схемы

В каждом из предыдущих примеров имеется возможность обратиться к априорным знаниям, чтобы попытаться обосновать выбранный способ обобщения. В данном разделе рассмотрим, какого рода ограничения логического следствия применяются в каждом из этих случаев. В таких ограничениях, кроме гипотезы Hypothesis, описаний наблюдаемых примеров Descriptions и классификации Classifications, применяются фоновые знания Background.

В случае поджаривания ящерицы пещерный человек проводит обобщение, объясняя своим соплеменникам успех, достигнутый с помощью заостренной палочки, — он держит ящерицу над огнем и вместе с тем не приближает руки к огню. Из этого объяснения его соплеменники могут вывести общее правило, что для поджаривания небольших мясистых съедобных объектов можно использовать любой длинный, твердый, заостренный предмет. Процесс обобщения такого рода получил название обучения на основе объяснения, или сокращенно EBL (Explanation-Based Learning). Обратите внимание на то, что общее правило следует логически из фоновых знаний, которыми обладают рассматриваемые в данном примере пещерные люди. Поэтому ограничения логического следствия, которые удовлетворяются в процессе EBL, являются таковыми:

Поскольку в процессе EBL используется уравнение 19.3, на первых порах он рассматривался как наилучший способ обучения на примерах. Но в связи с тем, что для обучения на основе объяснения требуется, чтобы фоновые знания были достаточными для объяснения гипотезы Hypothesis, которая в свою очередь объясняет результаты наблюдений, в действительности агент из полученного экземпляра примера не извлекает никаких принципиально новых знаний. Дело в том, что агент мог бы просто вывести логическим путем предъявленный ему пример из того, что он уже знает, хотя для этого, возможно, потребовался бы неоправданно большой объем вычислений. В настоящее время обучение на основе объяснения рассматривается как метод преобразования теорий, складывающихся из основных принципов, в полезные знания специального назначения. Алгоритмы обучения на основе объяснения рассматриваются в разделе 19.3.