Главная arrow книги arrow Копия Глава 26. Философские основания arrow Китайская комната
Китайская комната

Как и Тьюринг, Сирл рассмотрел и попытался опровергнуть целый ряд ответов на его доводы. Некоторые комментаторы, включая Джона Маккарти и Роберта Ви-ленского, выдвинули предложения, которые Сирл назвал системными ответами. Их возражение состоит в том, что человека, сидящего в комнате, безусловно, можно спросить, понимает ли он китайский язык, но это аналогично тому, как если бы процессор компьютера спросили, может ли он извлекать кубические корни. В обоих случаях ответ является отрицательным и в обоих случаях, согласно системному ответу, вся система обладает способностью, которая была предметом вопроса. Безусловно, если задать системе с китайской комнатой вопрос на китайском языке, знает ли она китайский, ответ будет утвердительным (и сформулированным на живом китайском языке). Согласно корректному соглашению Тьюринга, этого должно быть достаточно. Ответ Сирла — это возврат к той идее, что понимание не заключено в мозгу человека, сидящего в китайской комнате, и не может быть заключено в стопках бумаги, поэтому не может быть никакого понимания. Далее Сирл указывает, что можно представить себе ситуацию, когда человек запоминает книгу правил и содержимое всех стопок бумаги, поэтому больше нет ни одного объекта, которому можно было бы приписать понимание, кроме самого человека; но и после этого, если ему будет задан вопрос (на английском языке), понимает ли он китайский, ответ будет отрицательным.

Теперь перейдем к реальному анализу этой проблемы. Переход от эксперимента с использованием стопок бумаги к эксперименту с запоминанием — это просто попытка сбить читателя с толку, поскольку обе формы представляют собой варианты физического воплощения работающей программы. Фактические утверждения, выдвинутые Сирлом, опираются на четыре приведенных ниже аксиомы [1378].

1.    Компьютерные программы представляют собой формальные, синтаксические сущности.

2.    Разум имеет мыслительное содержание, или семантику.

3.    Синтаксиса как такового не достаточно для семантики.

4.    Мозг порождает разум.