Главная arrow книги arrow Копия Глава 2. Интеллектуальные агенты arrow Всезнание, обучение и автономность
Всезнание, обучение и автономность

Наше определение требует, чтобы рациональный агент не только собирал информацию, но также обучался в максимально возможной степени на тех данных, которые он воспринимает. Начальная конфигурация агента может отражать некоторые предварительные знания о среде, но по мере приобретения агентом опыта эти знания могут модифицироваться и пополняться. Существуют крайние случаи, в которых среда полностью известна заранее. В подобных случаях агенту не требуется воспринимать информацию или обучаться; он просто сразу действует правильно. Безусловно, такие агенты являются весьма уязвимыми. Рассмотрим скромного навозного жука. Выкопав гнездо и отложив яйца, он скатывает шарик навоза, набрав его из ближайшей навозной кучи, чтобы заткнуть вход в гнездо. Если шарик навоза будет удален непосредственно перед тем, как жук его схватит, жук продолжает манипулировать им и изображает такую пантомиму, как будто он затыкает гнездо несуществующим шариком навоза, даже не замечая, что этот шарик отсутствует. В результате эволюции поведение этого жука было сформировано на основании определенного предположения, а если это предположение нарушается, то за этим следует безуспешное поведение. Немного более интеллектуальными являются осы-сфексы. Самка сфекса выкапывает норку, выходит из нее, жалит гусеницу и затаскивает ее в норку, затем снова выходит из норки, чтобы проверить, все ли в порядке, вытаскивает гусеницу наружу и откладывает в нее яйца. Гусеница служит в качестве источника питания во время развития яиц. До сих пор все идет хорошо, но если энтомолог переместит гусеницу на несколько дюймов в сторону, пока сфекс выполняет свою проверку, это насекомое снова возвращается к этапу "перетаскивания" своего плана и продолжает выполнять план без изменений, даже после десятков вмешательств в процедуру перемещения гусеницы. Оса-сфекс не способна обучиться действовать в такой ситуации, когда ее врожденный план нарушается, и поэтому не может его изменить.

В успешно действующих агентах задача вычисления функции агента разбивается на три отдельных периода: при проектирования агента некоторые вычисления осуществляются его проектировщиками; дополнительные вычисления агент производит, выбирая одно из своих очередных действий; а по мере того как агент учится на основании опыта, он осуществляет другие вспомогательные вычисления для принятия решения о том, как модифицировать свое поведение.