Главная arrow книги arrow Копия Глава 22. Общение arrow Структура связной речи
Структура связной речи

Здесь предложение 1 находится в положении отношения оценки для остальной части речи; предложение 1 представляет собой метакомментарий говорящего ко всему рассказу. Предложение 2 создает предпосылки предложения 3, а предложения 2 и 3, вместе взятые, указывают причину для предложения 4 с учетом того неявного промежуточного состояния, что Джон съел утку. Теперь предложения 2—4 становятся обоснованием остальной части рассказа. Предложение 6 служит объяснением предложения 5, в предложения 5 и 6 являются предпосылкой для 7. Следует подчеркнуть, что они являются предпосылкой, а не причиной, поскольку официант мог среагировать на эту ситуацию иначе. Предложения 5-7, вместе взятые, становятся причиной для предложения 8. В упр. 22.13 предлагается нарисовать дерево синтаксического анализа для этого рассказа.

Отношения связности позволяют связать речь в единое целое. Они служат для говорящего руководящими указаниями при принятии решения о том, что следует сказать и что оставить не выраженным явно, а также служат руководством для получателя при восстановлении информации о намерениях говорящего. Отношения связности могут служить в качестве фильтра при устранении неоднозначности предложений: предложения, отдельно взятые, могут оказаться неоднозначными, но большинство из этих неоднозначных интерпретаций перестают согласовываться друг с другом в связной речи.

До сих пор вопросы разрешения ссылок и структуры речи рассматривались раздельно. Но фактически эти два вопроса тесно переплетаются. Например, в теории Гроша и Сиднера [598] учитывается, на что направлено внимание говорящего и слушающего во время речи. В их теорию включено описание стека пространств фокусов. Некоторые фрагменты речи вызывают сдвиг фокуса путем заталкивания или выталкивания элементов из стека. Например, в истории с рестораном предложение: "Джон отправился в модный ресторан" заталкивает в стек новый фокус внимания. В пределах данного фокуса отправитель может использовать определенное словосочетание NP, чтобы указать на "этого официанта" (а не просто на "какого-то официанта"). Если бы рассказ был продолжен словами: "Джон отправился домой", то данное пространство фокусов было бы вытолкнуто из стека и в рассказе больше нельзя было бы указывать на официанта словами "этот официант" или "он".