Главная arrow книги arrow Копия Глава 8. Логика первого порядка arrow Процесс инженерии знаний
Процесс инженерии знаний

Безусловно, проекты в области инженерии знаний во многом отличаются друг от друга по своему содержанию, охвату и сложности, но все эти проекты включают перечисленные ниже этапы.

1.    Идентификация задания. Инженер по знаниям должен очертить круг вопросов, которые должна поддерживать база знаний, и виды фактов, которые будут доступными применительно к каждому конкретному экземпляру задачи. Например, должна ли база знаний о вампусе предоставлять возможность выбирать действия, или от нее требуется только поиск ответов на вопросы о содержании различных компонентов среды? Должны ли факты, полученные от датчиков, включать данные о текущем местонахождении? Само задание определяет, какие знания должны быть представлены в базе, чтобы можно было связать экземпляры задачи с ответами. Этот этап аналогичен процессу PEAS проектирования агентов, описанному в главе 2.

2.    Сбор относящихся к делу знаний. Инженер по знаниям может уже быть экспертом в рассматриваемой проблемной области или ему может потребоваться общаться с настоящими экспертами для выявления всего, что они знают — этот процесс называется приобретением знаний. На этом этапе знания еще не представлены формально. Его назначение состоит в том, чтобы понять, каким должен быть спектр знаний в базе знаний, определяемый самим заданием, а также разобраться в том, как фактически функционирует рассматриваемая проблемная область.

Относящиеся к делу (релевантные) знания для мира вампуса, который определен с помощью искусственного набора правил, выявить несложно. (Но следует отметить, что определение понятия соседства квадратов не формулировалось явно в правилах функционирования мира вампуса.) Тем не менее для реальных проблемных областей задача выявления релевантных знаний может оказаться весьма сложной; например, система для эмуляции работы спроектированных СБИС может требовать или не требовать учета паразитных емкостей и поверхностных эффектов.

3.    Определение словаря предикатов, функций и констант. В иной формулировке этот этап можно определить как преобразование важных понятий уровня проблемной области в имена логического уровня. Для этого необходимо ответить на многие вопросы в стиле инженерии знаний. Как и от стиля программирования, от стиля инженерии знаний может существенным образом зависеть окончательный успех проекта. Например, должны ли ямы быть представлены с помощью объектов или с помощью унарного предиката, определенного на квадратах? Должна ли ориентация агента быть задана в виде функции или предиката? Должно ли местонахождение вампуса зависеть от времени? Результатом выбора наиболее подходящих средств представления становится словарь, известный под названием онтологии проблемной области. Само слово онтология в данном контексте означает конкретную теорию пребывания в определенном состоянии, или теорию существования. Онтология определяет, какого рода объекты существуют, но не определяет их конкретные свойства и взаимосвязи.