Главная arrow книги arrow Копия Глава 16. Принятие простых решений arrow Простой пример
Простой пример

Предположим, что нефтедобывающая компания надеется приобрести лицензию на один из л равнозначных по своей перспективности участков океанского шельфа для проведения разведочных работ. Кроме того, примем дополнительное предположение, что точно один и только один из этих участков обладает запасами нефти стоимостью С долларов и что цена каждого участка равна С/ л долларов. Если эта компания нейтрально относится к риску, то она должна быть безразлична к выбору между покупкой лицензии на один из участков и отказом от такой покупки.

А теперь допустим, что некий сейсмолог доложил руководству этой компании результаты проведенного исследования участка номер 3, которые определенно показывают, что на этом участке имеется нефть. Какую сумму должна быть готова компания заплатить за эту информацию? Один из способов получения ответа на этот вопрос состоит в том, чтобы проверить, какие действия предприняла бы компания, обладая указанной информацией, как описано ниже.

•    С вероятностью 1/n исследование покажет наличие нефти на участке 3. В этом случае компания купит участок 3 за С/n долларов и получит прибыль в долларов.

•    С вероятностью (n-1)/n исследование покажет, что участок не содержит нефти, и в этом случае компания должна купить другой участок. Теперь вероятность обнаружения нефти на одном из других участков измеряется значением от 1/л до 1/(л-1), поэтому компания получит ожидаемую прибыль долларов.

Теперь мы можем рассчитать ожидаемую прибыль при наличии информации о результатах исследования:

Поэтому компания должна быть готова заплатить сейсмологу за эту информацию вплоть до С/n долларов, поскольку данная информация стоит столько же, сколько и сам участок.

Стоимость информации определяется тем фактом, что при наличии такой информации можно изменить собственную стратегию таким образом, чтобы она соответствовала действительной ситуации. Наличие информации позволяет выявить отличительные особенности рассматриваемой ситуации, а без этой информации в лучшем случае можно лишь найти среднее значение по всем возможным ситуациям. Вообще говоря, стоимость данного конкретного фрагмента информации определяется той разницей в ожидаемых значениях между наилучшими действиями, которая возникает до и после получения этой информации.