Главная arrow книги arrow Копия Глава 17. Принятие сложных решений arrow Проектирование механизма
Проектирование механизма

В предыдущем разделе рассматривался вопрос: "Дана некоторая игра; каковой является рациональная стратегия?" В этом разделе приведен ответ на другой вопрос: "Предположим, что агенты являются рациональными; какую игру следует для них спроектировать?" А именно, требуется спроектировать некоторую игру, решения которой, состоящие из действий каждого агента, осуществляющего свою собственную рациональную стратегию, приводят к максимизации некоторой глобальной функции полезности. Эта проблемная область называется проектированием механизма, а иногда обратной теорией игр. Проектирование механизма представляет собой фундамент экономики и политологии. Применительно к коллекциям агентов этот подход обеспечивает возможность использования механизмов теории игр для создания успешно действующих систем из совокупности более ограниченных системных компонентов (даже противоборствующих системных компонентов), во многом аналогично тому, как создаются команды людей, способные достигать целей, далеко превосходящих возможности отдельно взятого человека.

К примерам применения принципов проектирования механизма относится организация аукционов по распродаже дешевых авиабилетов, маршрутизация пакетов TCP между компьютерами, принятие решения о том, как следует распределять выпускников медицинских учебных заведений по лечебным учреждениям, а также определение способа взаимодействия роботизированных игроков-футболистов со своими капитанами команд. Проектирование механизма вышло за рамки академической тематики в конце 1990-х годов, когда несколько государств, столкнувшись с проблемой аукционной распродажи лицензий на вещание в различных частотных диапазонах, потеряли сотни миллионов долларов потенциальных доходов в результате плохого проектирования механизма. Формально механизм состоит, во-первых, из языка для описания (потенциально бесконечного) множества допустимых стратегий, которыми могут руководствоваться агенты, и, во-вторых, из правила определения результата G, которое регламентирует вознаграждения, получаемые агентами при наличии некоторого профиля стратегий, состоящего из допустимых стратегий.

На первый взгляд задача проектирования механизма может показаться тривиальной. Предположим, что глобальная функция полезности U декомпонуется на любое множество функций полезности отдельных агентов, такое, что. В таком случае можно утверждать, что если каждый агент максимизирует свою собственную полезность, то нет сомнения в том, что это автоматически приведет к максимизации глобальной полезности. (Например, в лекциях по начальному курсу капитализма утверждается, что если каждый старается стать богаче, то общее благосостояние общества повышается.) К сожалению, такой принцип не оправдывается. Действия каждого агента могут повлиять на благосостояние других агентов так, что глобальная полезность уменьшится. Одним из примеров этого является трагическая деградация общих пастбищ (tragedy of the commons) — ситуация, в которой отдельные фермеры сгоняют все свои стада для того, чтобы они бесплатно паслись на общих сельских пастбищах, в результате чего наступает деградация этих общих пастбищ, что приводит к достижению отрицательной полезности для всех фермеров. Каждый фермер, отдельно взятый, действовал рационально, рассуждая, что он может использовать общие пастбища бесплатно, и хотя интенсивное использование общих пастбищ может привести к их деградации, его отказ выгонять на них свой скот делу не поможет (поскольку другие от этого все равно не откажутся). Аналогичные доводы выдвигаются теми, кто не желает ограничивать выбросы промышленных загрязнений в атмосферу и в океаны.