Главная arrow книги arrow Копия Глава 2. Интеллектуальные агенты arrow Определение проблемной среды
Определение проблемной среды

В приведенном выше исследовании рациональности простого агента-пылесоса нам пришлось определить показатели производительности, среду, а также исполнительные механизмы и датчики агента. Сгруппируем описание всех этих факторов под заголовком проблемная среда. Для тех, кто любит аббревиатуры, авторы сокращенно обозначили соответствующее описание как PEAS (Performance, Environment, Actuators, Sensors— производительность, среда, исполнительные механизмы, датчики). Первый этап проектирования любого агента всегда должен состоять в определении проблемной среды с наибольшей возможной полнотой.

Пример, в котором рассматривался мир пылесоса, был несложным; теперь рассмотрим более сложную проблему — создание автоматизированного водителя такси. Этот пример будет использоваться во всей оставшейся части данной главы. Прежде чем читатель почувствует тревогу за безопасность будущих пассажиров, хотим сразу же отметить, что задача создания полностью автоматизированного водителя такси в настоящее время все еще выходит за пределы возможностей существующей технологии. (См. с. 69, где приведено описание существующего робота-водителя; с состоянием дел в этой области можно также ознакомиться по трудам конференций, посвященных интеллектуальным транспортным системам, в названиях которых есть слова Intelligent Transportation Systems.) Полное решение проблемы вождения автомобиля является чрезвычайно трудоемким, поскольку нет предела появлению все новых и новых комбинаций обстоятельств, которые могут возникать в процессе вождения; это еще одна из причин, по которой мы выбрали данную проблему для обсуждения. В табл. 2.2 приведено итоговое описание PEAS для проблемной среды вождения такси. Каждый из элементов этого описания рассматривается более подробно в настоящей главе.

Таблица 2.2. Описание PEAS проблемной среды для автоматизированного водителя такси

Прежде всего необходимо определить показатели производительности, которыми мы могли бы стимулировать деятельность нашего автоматизированного водителя. К желаемым качествам относится успешное достижение нужного места назначения; минимизация потребления топлива, износа и старения; минимизация продолжительности и/или стоимости поездки; минимизация количества нарушений правил дорожного движения и помех другим водителям; максимизация безопасности и комфорта пассажиров; максимизация прибыли. Безусловно, что некоторые из этих целей конфликтуют, поэтому должны рассматриваться возможные компромиссы.