Главная arrow книги arrow Копия Глава 13. Неопределенность arrow Неопределенность и рациональные решения
Неопределенность и рациональные решения

Из-за наличия неопределенности способ принятия решений агентом изменяется коренным образом. В обычных условиях логический агент ставит перед собой цель и выполняет любой план, который гарантирует ее достижение. Действие в этом плане может быть выбрано или отвергнуто с учетом того, способствует ли оно достижению цели, независимо от наличия или отсутствия каких-либо иных действий, способствующих ее достижению. А если в ситуацию вмешивается неопределенность, такой подход становится неосуществимым. Снова рассмотрим план прибытия в аэропорт, А90. Предположим, что этот план имеет 95%-ные шансы на успех. Означает ли это, что решение по выбору данного плана является рациональным? Не обязательно: могут существовать другие планы, такие как А120, с большими вероятностями успеха. Если для пассажира жизненно важно успеть на самолет, то стоит рискнуть тем, что ему придется дольше ждать в аэропорту. А что можно сказать о плане А1440, который предусматривает заблаговременный выезд из дома за 24 часа до отправления самолета? В большинстве обстоятельств это — не лучший выбор, поскольку он предусматривает невыносимо долгое ожидание, даже несмотря на то, что почти полностью гарантирует своевременное прибытие в аэропорт.

Чтобы иметь возможность выбирать среди подобных вариантов, агент должен вначале получить информацию о предпочтениях между различными возможными результатами разных планов. Каждый конкретный результат представляет собой полностью определенное состояние, включая такие факторы, как своевременное прибытие агента и продолжительность ожидания в аэропорту. Для представления и формирования рассуждений с учетом предпочтений мы будем использовать теорию полезности. (Термин "полезность" имеет англоязычный эквивалент "utility", который в данном контексте обозначает "свойство быть полезным", а не электростанцию или предприятие, предоставляющее коммунальные услуги.) Теория полезности указывает, что каждое состояние имеет определенную степень полезности (или просто полезность) для агента и что агент предпочитает состояние с более высокой полезностью.