Главная arrow книги arrow Копия Глава 10. Представление знаний arrow Меры
Меры

Простые, количественные меры можно представить легко, а проблема представления других мер становится более сложной, поскольку для них не предусмотрена согласованная шкала значений. Упражнения характеризуются сложностью, десерты — тонким вкусом, а стихи — красотой, но эти качества не могут быть обозначены числами. Можно было бы, стремясь к полной описуемости всего, отказаться от этих свойств как бесполезных с точки зрения логических рассуждений, или, что еще хуже, попытаться оценить красоту по числовой шкале. Но такое решение было бы грубой ошибкой, поскольку оно отнюдь не является необходимым. Наиболее важным свойством мер являются не конкретные числовые значения, а тот факт, что меры могут быть упорядочены.

Хотя многие меры не являются числами, все еще остается возможность сравнивать их с помощью некоторого символа упорядочения, такого как >. Например, можно предположить, что упражнения, составленные Норвигом, — более трудные, чем составленные Расселом, и что сложные упражнения не позволяют добиться высоких оценок, как показано ниже.

Этого достаточно, чтобы можно было принять решение о том, какие упражнения следует выбирать на экзаменах, даже несмотря на то, что для оценки их сложности не использовались какие-либо числовые значения (тем не менее для этого необходимо иметь возможность определить, кем составлены те или иные упражнения). Такого рода монотонные связи между мерами образуют основу для качественной физики — одного из направлений искусственного интеллекта, в котором изучаются способы формирования рассуждений о физических системах без погружения в числовые расчеты и подробные уравнения. Качественная физика обсуждается в разделе с историческими заметками.