Главная arrow книги arrow Копия Глава 7. Логические агенты arrow Библиографические и исторические заметки
Библиографические и исторические заметки

Понятие агента, который использует процесс формирования логических рассуждений для установления связи между восприятиями и действиями, было выдвинуто в статье Джона Маккарти "Programs with Common Sense" [1009], [1011]. Кроме того, Маккарти стал основоположником декларативного подхода, указав, что очень изящным является такой способ создания программного обеспечения, который предусматривает передачу агенту указаний о том, что он должен знать. В статье Аллена Ньюэлла "The Knowledge Level" [1124] подчеркнуто, что рациональные агенты могут быть описаны и проанализированы на абстрактном уровне, определяемом знаниями, которым они обладают, а не программами, которые в них выполняются. Сравнение декларативного и процедурного подходов к искусственному интеллекту было проведено Боденом [145]. Незатухающие дебаты между приверженцами этих двух подходов снова оживились, в частности, после публикации [192] и [1145].

Сама логика имеет свои истоки в древнегреческой философии и математике. Фрагменты с изложением различных логических принципов (связывающих синтаксическую структуру высказываний с их истинным или ложным значением, с их смыслом или с допустимостью доводов, в которых они фигурируют) встречаются во многих трудах Платона. Первое известное систематическое исследование логики было проведено Аристотелем, работы которого были собраны его учениками после его смерти в 322 до н.э. в виде трактата, называемого Органон. Силлогизмы Аристотеля представляли собой то, что мы теперь называем правилами логического вывода. Хотя силлогизмы включали элементы и пропозициональной логики, и логики первого порядка, сама система Аристотеля в целом была очень слабой с точки зрения современных стандартов. В ней не было места для шаблонов логического вывода, которые могли бы применяться к высказываниям с произвольной сложностью, как в современной пропозициональной логике.

Тесно связанные со школой Аристотеля мегарская и стоическая школы (которые зародились в пятом веке до н.э. и продолжали свою работу в течение нескольких столетий) ввели в научный обиход принципы систематического исследования импликации и других основных конструкций, до сих пор используемых в современной пропозициональной логике. Применение истинностных таблиц для определения логических связок было впервые предложено в трудах Филона из Мегары. Стоики приняли к использованию пять основных правил логического вывода как допустимые без доказательства, в том числе правило, которое теперь принято называть правилом отделения (Modus Ponens). Из этих пяти правил они вывели множество других правил, используя, кроме других принципов, теорему дедукции (с. 302), и имели гораздо более четкое представление о таком понятии, как доказательство, чем Аристотель. Стоики утверждали, что их логика была полной в том смысле, что они смогли описать все допустимые правила логического вывода, но от их трудов остались лишь отдельные фрагменты, по которым трудно судить об их правоте. Хорошее описание истории развития логики на примере мегарской и стоической школ, в той степени, в какой эти школы нам известны, приведено в работе Бенсона Мэйтса [1000].