Главная arrow книги arrow Копия Глава 17. Принятие сложных решений arrow Агенты, действующие на основе теории решений
Агенты, действующие на основе теории решений

Из данного дерева поиска можно извлечь информацию о решении, резервируя значения полезности, взятые из листовых узлов, вычисляя среднее в узлах жеребьевки и определяя максимальные значения в узлах принятия решений. Такая организация работы аналогична применяемой в алгоритме Expectiminimax для деревьев игр с узлами жеребьевки, за исключением того, что, во-первых, вознаграждения могут быть предусмотрены и в состояниях, отличных от листовых, и, во-вторых, узлы принятия решений соответствуют доверительным состояниям, а не фактическим состояниям. Временная сложность исчерпывающего поиска до глубины d выражается как, где I D\ — количество доступных действий; Ε — количество возможных наблюдений. Для получения решений, близких к оптимальным, при решении таких задач, в которых коэффициент обесценивания γ не слишком близок к 1, часто бывает вполне приемлемым поверхностный поиск. Существует также возможность аппроксимировать этап усреднения в узлах жеребьевки, осуществляя выборку из множества возможных наблюдений вместо суммирования по всем возможным наблюдениям. Могут также применяться некоторые другие способы быстрого поиска качественных приближенных решений, но мы отложим их описание до главы 21.

Действующие по принципам теории решений агенты, основанные на динамических сетях принятия решений, имеют целый ряд преимуществ по сравнению с другими, более простыми агентами, проекты которых представлены в предыдущих главах. В частности, они способны функционировать в частично наблюдаемых неопределенных вариантах среды и могут легко пересматривать свои "планы" с учетом непредвиденных результатов наблюдений. При использовании подходящих моделей восприятия эти агенты могут справиться с ситуациями наподобие отказа датчиков и способны составлять планы по сбору информации. Под давлением жестких требований ко времени и в сложных вариантах среды эти агенты проявляют способность осуществлять "корректный переход к более примитивному поведению" (graceful degradation) с использованием различных методов вычисления приближенных решений. Так чего же в них недостает? Наиболее важным недостатком агентов, основанных на использовании алгоритмов динамической сети принятия решений, является то, что в них используется прямой поиск, полностью аналогичный тому, который предусмотрен в алгоритмах поиска в пространстве состояний, описанных в части II. В части IV было показано, что способность рассматривать частично упорядоченные, абстрактные планы с использованием целенаправленного поиска обеспечивает существенное расширение возможностей решения задач, особенно если при этом применяются библиотеки планов. Кроме того, были предприняты попытки распространить эти методы на вероятностную проблемную область, но до сих пор они оказывались неэффективными. Еще одной связанной с этим проблемой является слишком простой язык динамических сетей принятия решений, который по сути является пропозициональным. Было бы желательно распространить на задачи принятия решений некоторые идеи вероятностных языков первого порядка, описанные в разделе 14.6. Современные исследования показали, что такое расширение возможно и что оно позволяет получить существенные преимущества, как описано в заметках в конце данной главы.